Incredible India. Варанаси: вечная жизнь и дыхание смерти

Обновлено: 30 июн. 2021 г.


Варанаси (Бенарес) - один из старейших городов мира в котором нон-стоп вот уже более 6 тысяч лет живут люди.

Город расположился между двумя притоками Ганги - Варуна и Аси, от которых и получил своё имя.

Варанаси - священный "центр Земли" для индуистов, в котором каждый из них мечтает умереть, а буддист и джайнист как минимум раз в жизни побывать.

С точки зрения индуизма - после смерти человек перерождается и, в зависимости от своего поведения, рождается либо вновь человеком, либо каким-то животным.

Один из способов прервать эту цепь перерождений и попасть в рай - это быть кремированным на берегах Ганги. Многие в старости приезжают в Варанаси, чтобы спокойно здесь умереть и не меньшее количество людей сюда привозят уже после смерти.

Церемонии кремации проводятся здесь, как говорится, 24/7/365 - без обеда и выходных. Каждые 10 минут по улицам от одного из многочисленных храмов к cremation ghats движутся похоронные процессии. 6 человек несут на носилках из тростника тело, замотанное в шелковое покрывало, усыпанное лепестками цветов - часто это самое роскошное одеяние, которое усопший носил за всю свою жизнь. За ними идут родственники, воспевая на разные лады Шиву и других богов, причем вся это процессия, в отличие аналогичных в России, движется довольно бодро, и не выражая никакой скорби на лицах. Подойдя к берегу реки, процессия ожидает своей очереди.

Когда освобождения одно из мест, на нем сооружают помост из дров, укладывают на него тело, также прикрывают дровами сверху и священник зажигает огонь. Все родственники и друзья, пришедшие проститься с покойником наблюдают за тем, как душа вместе с дымом возносится в небеса.

Стоимость процедуры варьируется от 1-2 тыс. рупий за простые дрова и до десятков тысяч рупий за более дорогие, например сандаловые. Останки сбрасывают в воду и тут же стирают, умываются, моются и купаются - причем как люди, так и коровы. Среди индусов считается, что искупаться в Ганге - священная обязанность каждого, это смывает все грехи, оздоравливает и придает сил, но глядя на эту воду, ее оздоровительные возможности кажутся весьма сомнительными.

Жизнь в Гхатах

Город Варанаси расположен на левом берегу Ганга. На правом нет ни одной постройки. Считается, что правый берег Ганга, это то место, куда отправляются души усопших. Единственными строениями там являются хижины отшельников. Центральным местом культа в городе являются гаты (гхаты). Это большие каменные ступени, ведущие к Гангу. Всего в городе насчитывается 84 гхата. Например, церемония зажжения ламп вечером происходит на Дасасвамедха гхате. Центрами ритуалов также являются гхаты Асси, Кедар, Маникарника и Панчаганга гхаты. На гхатах происходит встреча рассвета на Ганге - приветствие новой и вечной жизни. На Маникарника-Гхат вот уже несколько столетий не потухают костры кремации.

На первой - купаются, на второй - ежедневно проводят ритуал огня, на третьей - кремируют. При чём на той, которой кремируют, огонь поддерживают уже несколько тысяч лет. Поговаривают, если потухнет этот огонь - наступит конец света, прийдёт Бог разрушения Шива и прихлопнет всех своим трезубцем. Хоть умереть и мечтают, но судьбу не искушают.

Паломники со всех уголков Индии и Непала едут в Варанаси чистить карму.

Рано утром на берегу реки не протолкнуться.

Когда мы летели сюда на самолете, то меня посещали романтические мысли и желание искупаться в водах священной реки.

Когда же я увидела что к чему, мысли как-то сами собой улетучились и пришлось уворачиваться от капель слетающих с весел))))Уровень кишечной палочки в Ганге в 2000 тысяч раз превышает все допустимые нормы.

Речку прямо-таки можно назвать "живым кишечником" Индии.

Как ни крути индуисты - народ глубоко верущий. Река Ганга же для каждого индуиста - словно вторая мать!

Здесь же на берегу стирают бельё. За небольшую плату в 2-3 доллара ваши вещи постирают и высушат здесь же.

Несмотря на всё вышеперечисленное, белые вещи - белее белого!

Возможно именно это и позволяет им беззаботно пить, купаться и чистить зубы в водах Ганги, по которой преспокойно время от времени то тут, то там корабликом проплывает труп.

Безусловно, статистика умалчивает, как влияет омовение в Ганге даже на индийца, но то, что водицу из священной реки употребляют направо-налево, продают и даже бутилируют - факт. Пока едешь на кораблике с первыми лучами солнца - на такое насмотреться можно, что в голове просто не помещается. И чтобы совсем "разрушить мозг" - в Ганге обитает пресноводный дельфин! Он так и называется - "Гангский дельфин" (Platanista gangetica) или "сусук" - и достигает 2,5 метров в длину - является ответвлением самого древнего вида зубатых китов. Как вам?

Варанаси является важным религиозным местом в мире индуизма, центром паломничества индусов со всего мира, таком же древнем как Вавилон или Фивы. Здесь более сильно, чем где-либо еще, проявляются противоречия человеческого существования: жизни и смерти, надежды и страдания, молодости и старости, радости и отчаяния, блеска и нищеты. Это город, в котором так много смерти и жизни одновременно. Это город, в котором сосуществуют вечность и бытие. Это лучшее место для понимания того, что собой представляет Индия, ее религия и культура.

В религиозной географии индуизма, Варанаси является центром Вселенной. Один из самых священных городов для индусов служит своего рода гранью между физической реальностью и вечностью жизни. Здесь боги спускаются на землю, а простой смертный достигает блаженства. Это святое место, чтобы жить, и благословенное место, чтобы умереть. Это самое лучшее место для того, чтобы достичь блаженства.

Огненная пуджа Ганга Аарти на гхате Дашашвамедх.

Когда темнота скрывает грязь, становится совсем красиво и романтично! Даже хочется остаться на дольше.

Когда же прогуливаешься по гхатам, никуда не деться от острого амиачного запаха, а также запаха горелой плоти, которая доносится с места кремации.

Визит в Варанаси для индуса - это очищение кармы. Сюда едут на берег священной реки Ганг, которая в городе течет против всех законов физики, резко меняя своё русло. Омовение в Ганге - обязательный ритуал для верующего человека. Все дороги в городе (ну или большинство - авт.) ведут к Гангу. Священная мать-Ганга в любое время дня многолюдна. Мы отправились, чтобы посмотреть на ежедневный ритуал Ганга Аарти - это церемония подношения зажженных ламп священной реке. Церемония Ганга Аарти ( ЦЕРЕМОНИЯ ПОКЛОНЕНИЯ ГАНГЕ) происходит на каменных ступенях, ведущих к Гангу, ежевечерне.

Индуисты почитают Гангу как Живую Богиню, поклоняются ей, приносят дары. Гхата Дашашвамедх занимает особое место среди мест паломничества Варанаси. Именно с нее, согласно легенде, Брахма совершил жертвоприношение, чтобы вымостить дорогу Шиве, вернувшемуся в свой любимый город Варанаси после снятия с него заклятья изгнания. Каждый вечер, в шесть часов вечера на гхате Дашашвамедх браминами проводится Ганга Аарти (Огненная пуджа), церемония подношения зажженных ламп святой Ганге, выражение любви, смирения и благодарности богам за жизнь всех живых существ и их защиту, осуществляемое в виде ритуальных подношений. Ганга Аарти, - это красочный 45-минутной ритуал поклонения Шиве, священной Матери Ганга, Сурье (Солнцу), Агни (огню), и всей Вселенной. В церемонии принимают участие семеро браминов.

Огненная пуджа Ганга Аарти начинается с трубных звуков раковин шанкха (символа ветра), символизирующих в индуизме первичный звук, Нада-Брахма, из которого возник мир. В церемонии Аарти могут использоваться только раковины с завитком, повернутым вправо, так как считается, что моллюск обретает его после пяти непрерывных рождений обычным моллюском. Именно такую раковину Кришна (аватар Вишну) держит в своей руке. Поочередно производятся манипуляции с дымящимися палочками, с дымящей чашей, с горящей пирамидой, с горящей чашей, с веером из павлиньих перьев и с метелкой из хвоста яка. С каждым предметом под пение мантр и бой барабанов выполняются манипуляции на все четыре стороны света. Время от времени брамины разбрасывают вокруг себя лепестки цветов. Во время церемонии пуджари зажигают благовония и преподносят богам дары, которые символизируют элементы мироздания: эфир, ветер, огонь, воду и землю. Подношения в виде цветов и риса с куркумой символизирует силу земли и воды. Рис для пуджи используется только сырой, не молотый – "akshata" ("не сломанный"), используется также на свадьбах и множестве других церемоний. На пудже используются также опахало из перьев павлина, символизирующее движение воздуха (ветер), белые раковины, орошенные водой из Ганга, и жезл с пучком волос из хвоста яка на конце – символ тонкой формы эфира (пространства).

Cамая завораживающая часть этой церемонии – подношение огня. Огонь в светильниках разной формы символизирует солнце, которое дарует жизнь всему на земле. Один из главных церемониальных предметов, – лампа в виде змея Нага с очищающим огнем. В светильниках используют топленое масло (масло гхи) и камфору. Брамины, вращая огненные светильники приобретают силу божеств, которой делятся с верующими в конце церемонии. Сошедшее от божества благословление передается через пламя, которое люди накрывают ладонями и касаются своего лба. По окончании церемонии дети и взрослые подходят к горящим светильникам, набирают огонь в ладони, омываются им и зажигают свечи.

В последние минуты церемонии многие люди спускаются к Гангу и отправляют по течению священной реки корзиночки-кораблики с горящими свечками "Diyas". Отправляя diyas по течению, нужно произнести молитву и загадать желание. Если оно праведное, обязательно сбудется.

Понять этот город с первого раза, наверное, не удается никому. Да и со второго также. Поэтому такие места нужно просто принимать как есть, где-то безо всякой попытки расставить вещи по полочкам с надписями "хорошо" и "плохо". В этом свете хочется предупредить о наличии в 80 новых фотографиях и тяжелых сюжетов. Но, такова жизнь. Или смерть.

Наша планета полна чудесными сюрпризами от природы и древних цивилизаций, полна красотами и достопримечательностями, ну а еще на ней можно встретить довольно необычные, странные, мрачные традиции и ритуалы. Хотя надо заметить, это для нас они странные и страшные, а для некоторых - это их обыденная жизнь, это их культура.

Кремация на берегах Ганга

Каждый из миллиарда индусов мечтает умереть именно в Варанаси или сжечь тут свое тело. Open air крематорий дымит 365 дней в году и 24 часа в сутки. Сотни тел со всей Индии и зарубежья ежедневно сюда приезжают, прилетают и сгорают. Хорошую религию придумали индусы - что мы, отдав концы, не умираем насовсем. Эти базовые познания про индуизм под аккорды своей гитары вселил в нас Владимир Высоцкий. Спел и просветил: "живешь правильно - будет тебе счастье в следующей жизни, а если туп, как дерево, - родишься баобабом"

Умереть в Варанаси и быть сожженным на костре, чтобы пепел был развеян над Гангом, для индуса означает "освобождение". В этом случае у души заканчиваются перерождения (сансара) и начинается спасение (мокша). Мокша - это прекращение всех материальных желаний. Чтобы достичь мокши в Варанаси прибывают ждать своего часа и умирать. Родственники уже умерших людей привозят тела на берег Ганга, чтобы дать душе усопшего спасение. По религии Индии, кремировать тело должны очень быстро, поэтому костры на гхатах горят и день, и ночь. С самим же ритуалом кремации связано несколько любопытных фактов.

Варанаси неспроста именуют городом мертвых. Со всей Индии индуисты съезжаются сюда для того чтобы умереть. Кремация на берегу Ганга в Варанаси освобождает душу из круга перерождения (сансары).

Гхатов для кремации здесь несколько. Самый крупный из них – Маникарника. Это Маникарника Гхат - главный крематорий города. Повсюду тела, тела и еще раз тела. Ждут своей очереди в костер, которых - десятки. Гарь, дым, треск дров, хор обеспокоенных голосов и бесконечно звенящая в воздухе фраза: "Рам нам сагагэ". Вот из костра высунулась рука, показалась нога, а теперь покатилась голова. Вспотевшие и щурящиеся от жара рабочие бамбуковыми палками переворачивают являющиеся из огня части тела. Ощущение такое, что попал на съемки какого-то "ужастика". Реальность уходит из-под ног.

Тела умерших заворачивают в полотно, омывают в Ганге. Затем родственник, специально для церемонии выбритый налысо, приносит священный огонь, который согласно легендам, горит здесь уже не одну тысячу лет. Ужасающего запаха я не ощущала. Местные мальчик рассказал нам, что в костер добавляют специальные вещества, например, сандал.